Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике
Что такое органическая смывка для волос? - фотография 1

Симультанный контраст в колористике

Симультанный контраст, или, как еще его называют, одновременный зрительный контраст представляет собой явление, при котором глаз человека, воспринимающий какой-то цвет, одновременно требует появления его дополнительных цветов, а если их нет, то он сам тут же создает дополнительные оттенки. Цвета, возникающие благодаря этому явлению ― это лишь ощущения человека. На самом деле их не существует. Симультанный контраст бывает двух типов: ахроматический (светлотный) и хроматический.

Я, Алеся Теперикова, топовый колорист России и основатель онлайн-института дистанционного обучения PinCode богатого колориста, хочу рассказать о том, что такое симультанный контраст, и привести примеры этого явления. Прежде чем перейти непосредственно к контрасту, расскажу о математике цвета, чтобы вы понимали, что это такое и зачем нужно.

Математика цвета ― что это

Знать математику цвета должен любой мастер, который занимается практикой. Она помогает понять принципы, по которым смешиваются оттенки, исключить ошибки при окрашивании и прочие ситуации, которые могут не устроить клиента. С ее помощью выполняют нейтрализацию, предпигментацию, тонирование и другие процедуры. Изучая математику цвета, мастер сможет создавать оригинальные оттенки волос, а клиенты будут уходить от него довольными.

В палитре каждого бренда присутствует цветовой круг ― с его помощью можно увидеть, как расположены оттенки. Чтобы максимально попасть в цвет, необходимо:
Знать особенности бренда ― для этого проводят тесты на соответствие с палитрой.

Сделать диагностику с определением уровня глубины тона натуральной и косметической базы, фона осветления.
Диагностика обязательна! Это 80% успешного результата.
Подобрать технику, исходя из особенностей клиента.

Применять круг Иттена и таблицу фонов осветления.
Расскажу о цветовом круге. Он разделен по секторам на три вида оттенков. Это:
первичные ― синий, красный и желтый;

вторичные ― зеленый, оранжевый и фиолетовый;

третичные ― здесь находятся те цвета, которые получаются после смешивания первичных и вторичных цветов.
В центральной части круга находятся первичные оттенки. Они и есть основа любого бренда. Если смешать первичные цвета ― получатся вторичные. Больше всего третичных цветов ― их, как правило, и используют колористы.
Математика также помогает выполнять работу, не затрагивая натуральной базы. Благодаря правильным расчетам вы экономите краситель при тонировании осветленных прядей, получаете многогранные оттенки, попадаете в цвет максимально даже в самых сложных случаях.
В колористике есть 10 УГТ. Первый ― это наиболее темный, а десятый ― наоборот, наиболее светлый. Красители от седьмого УГТ и ниже считаются более пигментированными, а выше седьмого уровня ― более щелочными. Перманентные красители относятся к более щелочным, так как изменяют натуральную базу. Если же краситель более пигментированный ― он влияет на нее минимально.

Как использовать круг Иттена в работе

Понять теорию цвета помогает круг Иттена.
Цвета бывают хроматическими и ахроматическими. Ахроматические ― это белый и черный. Хроматические ― все остальные. Если смешать любой цвет с белым или черным ― вы получите светлый или темный тон с разной степенью глубины.
Заметила, что далеко не каждый мастер знает, как сделать на волосах интересный оттенок, например, светло-розовый. А ведь все просто ― взгляните на круг Иттена и вы поймете, что розовый — это красный цвет, который разбавлен.
По диаметру круга идет условная черта, она разделяет оттенки на холодные и теплые. Теплые ― это цвета от зелено-желтого до красного, холодные ― от красно-фиолетового до зеленого. Получается, что красный и зеленый ― это те тона, которые могут относится и к тем, и к другим.
При смешивании трех первичных цветов получается нейтральный коричневый оттенок. Но тут все зависит от особенностей бренда, который вы используете в работе. Зачастую в брендах концентрация пигментов изменена. В основе может лежать не только нейтральный, а другой оттенок, например, коричнево-красный. Он и отвечает за глубину тона.
Оттенки вашей палитры располагаются по кругу. Переходить по цветам следует по часовой стрелке. Противостоящие цвета способны нейтрализовать друг друга с одинаковой степенью интенсивности. Например, оранжевый может нейтрализовать синий, желтый ― фиолетовый. Если у вас получился светло-розовый оттенок, его следует нейтрализовать светло-зеленым, но при условии, что он такой же прозрачный. Просто в чистом виде использовать зеленый нельзя ― тогда он просто наложится на светло-розовый.
То есть для составления правильного рецепта и попадания в цвет вы должны знать, какая основа продукта (нейтральный оттенок), процентное соотношение пигментов, составляющих оттенок, плотность красителя и его возможности. Об этом еще расскажу ниже.

Теперь перейдем к нашей основной теме.

Ахроматический контраст симультанных цветов ― как проявляется

Суть одновременного ахроматического контраста заключается в кажущихся изменениях светлоты предмета в зависимости от степени светлоты фона в сторону более светлого или темного. Классический пример светлотного симультанного контраста: три круга одного светло-серого цвета, помещенные на три фона ― светло-серый, темно-серый и черный. Если посмотреть на круги ― они будут восприниматься по-разному с точки зрения светлоты. То есть круг на светло-сером фоне будет выглядеть темнее, чем на двух других.
Из примера можно сделать вывод: все цвета на светлом фоне кажутся более темными и не такими яркими. На черном, напротив ― они более яркие и светлые. И такое явление характерно для ахроматических и хроматических оттенков. Монохроматические цвета, то есть оттенки, которые различаются по светлоте, но находятся в одном тоне, будут выглядеть аналогично.
Степень проявления такого эффекта во многом зависит от светлоты и насыщенности пятна, фона, разницы их яркостей, размеров пятна и фона, а также расстояния между пятном, фоном и формы пятна.

Эффект симультанного контраста

Расскажу, как проявляется явление симультанного (одновременного цветового) контраста.
Эффект сопровождается не только изменением насыщенности пятна,когда оно кажется более темным или более светлым,но и визуально создается впечатление что у пятна изменяется размер. Такой вариант симультанного контраста часто используют живописцы и фотографы, подбирая цвет фона.

Одновременный хроматический контраст

Это второй вариант симультанного (одновременного цветового) контраста.
Одновременный хроматический контраст ― это кажущиеся изменения оттенка цвета предмета или пятна под воздействием цвета фона либо соседнего цвета, рядом с которым или на котором он воспринимается в зависимости от этого цвета.
Такой эффект возникает, если одновременно сочетаются ахроматические и хроматические или только хроматические (не являющиеся дополнительными) цвета. При таком сочетании один цвет как будто стремиться выдвинуть другой в направлении к дополнительному. И, как правило, оба из них изменяют свой оттенок. В таких условиях цвета приобретают изменчивую вибрацию (так называемую динамическую активность).
Пример одновременного хроматического контраста ― три серых прямоугольника, которые расположены на фоне трех цветов ― желтого, зеленого и синего. Кажется, что к оттенку серого прямоугольника примешиваются оттенки первичных цветов. Прямоугольник на желтом фоне ― немного фиолетовый, на зеленом ― красноватый, а на синем ― желтоватый.
Если тело, фигура или пятно хроматического цвета будут размещены на разных по цвету фонах, то желтый цвет на зеленом будет казаться красноватым, а на красном, наоборот, зеленоватым. На синем фоне желтый становится еще желтее, так как в цветовом круге эти цвета взаимно дополняют друг друга. То есть первичный оттенок на фоне дополнительного становится более насыщенным.
Выраженность этого типа симультанного контраста зависит от соотношения размеров, насыщенности и светлоты цвета предмета и фона. То есть чем меньше будет площадь пятна в отношении к площади фона, тем ярче выражен будет эффект изменения цвета.
Внимание! Эффект одновременного цветового контраста не всегда желателен в колористике, и это нужно учитывать. Например, русые волосы рядом с красным платьем будут казаться зелеными, даже если сам оттенок не выглядит таковым. Красно-рыжий тон локонов может придать зеленоватый тон бровям или коже ― и она станет выглядеть болезненно. Фиолетовая одежда и аксессуары способны сделать даже самый лучший тотал блонд дешево-желтым. При подборе оттенка волос клиенту не забывайте об одновременном цветовом контрасте. Учитывайте цвет кожи, выбирая тон локонов.
Далее расскажу, как попасть в цвет, используя математику цвета.

Учимся попадать в цвет

Используйте математику ― тогда вы точно попадете в цвет. В чем преимущества использования математики цвета для колористов:
При окрашивании вы можете сделать перманентный краситель полуперманентным.

При тонировании у вас не будет страха за то, что произойдет поднятие натуральной базы.

Вы сможете правильно просчитывать оттенок и снижать количество базовых пигментов.
Нередки случаи, когда мастер тонирует блонд и получает плотный цвет. Из-за того, что фон и база уплотняются, не помогает даже чистка порошком ― они в любом случае смываются в плотный оттенок. Хотите исключить такие ситуации ― используйте математику.
Кстати, в ходе окрашивания вы будете и попадать в цвет, и экономить краситель ― приобретать полную палитру оттенков не придется. После окрашивания волосы клиента не испортятся, а это большой плюс. Значит, клиент вернется к вам снова и порекомендует вас знакомым.
С помощью расчета цвета, используя пигментированность продукта, также можно добиться прозрачных оттенков.
В математике цвета плотность находится в прямой зависимости от концентрации оксидационных красителей и времени выдержки. Используя ее при работе, вы снижаете щелочность продукта. В итоге УГТ натуральной базы не поднимается после воздействия красителя. Такой метод идеален для тонирования.

Просчитываем цвет краски ― пример

Расскажу, как сделать просчет цвета красителя, на примере.
Берем основу ― clear или окислитель 1,5% или 3%.

На 30 г основы закладываем оттенок в процентном соотношении пигментов того УГТ, который вам требуется, согласно таблице.

Берем краску на 3-4 УГТ ниже требуемого уровня.

Рассчитываем % пигментов, исходя из количества основы, которую вы будете использовать.
При расчете следуйте формуле:
Основа * на % пигмента желаемого УГТ / 100
После расчета вы получаете то количество красителя, которое нужно заложить в основу.

То есть если вам нужен оттенок на 10 УГТ, вы считаете количество красителя следующим образом:
30 мл основы * 10% / 100
Получается, что вам нужно 3 грамма красителя на 30 мл основы. Теперь вы наглядно увидели, какую экономию продукта можно получить.
Хотите научиться точно попадать в цвет, составлять правильные рецепты, узнать больше информации о математике цвета, существующих видах контрастов? Приглашаю на обучение в онлайн-институт дистанционного обучения PinCode богатого колориста. Здесь я делюсь лайфхаками и фишками опытного мастера, а также своими авторскими методиками.
Читать другие статьи
Вы можете подписаться на новости, чтобы получать самую актуальную информацию из мира колористики и самыми первыми узнавать об акциях онлайн-института «PinCode богатого колориста»